«Масложор» — это, в первую очередь, дорого. Как только миллилитры переводятся в рубли, любой водитель перестает откладывать решение проблемы в долгий ящик. Согласитесь, когда перерасход денег куда ощутимее перерасхода масла!
Повышенный расход масла - это нормально или стоит обратиться в сервис и сделать диагностику? Дело в том, что многие современные двигатели по инструкции требуют доливать по литру масла на каждую тысячу километров, а иногда и чаще. Даже в совершенно исправном моторе масло расходуется, прогорая в цилиндрах. Именно на угар уходит до 80% всего объема, остальное - на смазку клапанов, подшипников турбокомпрессора, картерные газы. Прожорливость автомобиля во многом зависит и от стиля езды водителя: большие скорости, агрессивное вождение, перегруз, заставляют двигатель активно расходовать масло."Смазочные материалы автомобиля расходуются, попадая в камеру внутреннего сгорания мотора со стенок цилиндров поршневого двигателя. Расход моторного масла зависит от конструкции автомобиля. Уровень расхода повышается у авто с турбомотором, если автовладелец резко заглушает его после езды на высокой скорости. Этот показатель увеличивается у автомобилей при больших оборотах и больших скоростях, когда растет давление в цилиндрах. Мощные современные двигатели расходуют больше масла, чем произведенные ранее – это происходит из-за возрастающей нагрузки на детали при повышенном сжатии и росте эффективного давления в цилиндрах.
Причины повышенного расхода
Наиболее частыми причинами так называемого “масложора” становятся внешние и внутренние утечки, а также неправильно подобранная вязкость этой технической жидкости."К внешним утечкам относятся течи через сальники коленвала и прокладки под клапанной крышкой движка, головки блока цилиндров. Их легко определить по наличию капель под капотом автомобиля при остановке или парковке. Внутренние течи происходят в основном из-за износа маслосъемных колпачков клапанов, диагностировать эту проблему можно по сильному дымлению во время запуска двигателя.
Впускная система
Недостаточная очистка воздуха при нерегулярной смене фильтра и разгерметизация системы впуска приводят к проникновению частиц грязи в камеру сгорания. Возникает выраженный, ускоренный износ блока цилиндров и подвижных элементов мотора. На деталях появляется толстый жирный нагар, который в дальнейшем сжигается."Грязь собирается в желобах колец. Там она смешивается со смазочным материалом, образуется абразивный состав. Движущиеся детали со временем стираются: ширина канавок увеличивается, высота поршня уменьшается. Герметичность цилиндра снижается, масло сжигается впустую.
Старый фильтр или нарушенная герметичность впуска пропускают мелкую грязь прямиком в двигатель. Там она соединяется с маслом, превращаясь в абразивную массу, которая постепенно закоксовывается в паре поршень-цилиндр. Начинают залипать маслосъемные кольца, герметичность цилиндров уменьшается и растет нагар. Проблему решают по факту. Иногда помогает раскоксовка двигателя с помощью специальных присадок и замены маслосъемных колец, бывает, что требуется ремонт поршневой группы, так как геометрия необратимо нарушена.
Турбокомпрессор
Даже при исправном состоянии турбины небольшой объем масла все равно перетекает во впускную систему. Вместо сальников в систему устанавливаются газодинамические уплотнители. Они отделяют компрессор от остальных систем мотора. Принцип действия уплотнителей схож с таковым у поршневых колец. Они не слишком герметичны, поэтому выпускают часть газов.При определенных режимах функционирования турбины создается повышенное давление выхлопных газов на выходе и сниженное на входе. Перепад давления способствует попаданию нагретых газов в холодную часть системы. Газы содержат масляную взвесь. Это приводит к попаданию смазочного материала в интеркулер. При истончении уплотнителей турбина перегоняет еще большие объемы масла. Потери повышаются из-за разницы давления, возникающих из-за засорения нейтрализатора и фильтра.
Клапанный механизм
Смазка в камеру сгорания проникает из-за истирания втулок и масляных колпачков. Последние нередко затвердевают из-за физического износа и утрачивают уплотнительные свойства. При замене этих деталей нужно осматривать втулки: из-за люфта клапанов колпачки быстро выходят из строя. Масло вновь начинает проникать в камеру."Самой распространенной причиной повышенного расхода масла является изнашивание направляющих втулок клапанов. На это могут указывать мощное дымление при запуске двигателя и замасленная резьба свечей зажигания.
Система вентиляции картерных газов
При повышенном давлении картерных газов усиливается дымление из вентиляционной трубки картера. В этом случае смазка попадает в цилиндры через впуск, после чего сгорает в двигателе вместе с топливом. Для устранения такой проблемы необходимо очистить систему вентиляции.Симптомы обычно точно такие же, как при неисправном двигателе - повышенная дымность выхлопа, неровная работа, высокий расход масла. Не стоит откладывать с ремонтом вентиляции, так как повышенное давление в двигателе вспенивает моторное масло, превращая его в эмульсию, тем самым смазочные свойства ухудшаются и происходит износ двигателя, переизбыток давления может выдавить сальники и резиновые уплотнения, что приводит к течи масла и дополнительному, зачастую непростому ремонту.
Неправильный выбор масла
При выборе моторного масла важно учитывать допуски, которые указаны в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Один из важных параметров – это вязкость."Слишком вязкие масла образуют толстую масляную пленку и верхний слой начинает угорать. Маловязкие масла легко вытекают через уплотнительные соединения, особенно в двигателях с большим пробегом. Поэтому необходимо придерживаться рекомендаций автопроизводителя и заливать масло с теми спецификациями, которые указаны в сервисной книжке. Решить эту проблему просто: выбирайте масло, исходя из рекомендаций производителя, и вовремя заменяйте смазочную жидкость. При покупке масла учитывайте класс вязкости SAE (он указан на канистре буквой W и числом), а также на класс качества API. Выбирайте масло в проверенных автомагазинах и сервисах.
Неполное сгорание топлива
Излишнее топливо поступает в цилиндры по нескольким причинам — в том числе, из-за слишком обогащенной топливовоздушной смеси и, как следствие, ее неполного сгорания. Это опасная ситуация, потому что топливо смывает масляную пленку со стенок цилиндров. Возникает практически сухое трение. Мощность мотора падает, а расход масла возрастает.
Условия эксплуатации
Среди причин, вызывающих жор масла двигателя, можно отнести не только неисправности отдельных систем, но и режим эксплуатации автомобиля. Если вы злоупотребляете длительной работой двигателя на холостом ходу, из-за пониженного давления в системе смазки двигателя, поршневые кольца начинают работать неэффективно. Сюда же можно отнести стояние в пробках и езду на непрогретом двигателе при высоких нагрузках.
Старый масляный фильтр
Наиболее часто у двигателей выходит из строя масляный фильтр по причине того, что на нем прохудилась уплотнительная прокладка или он был слабо прикручен. В этом случае старый фильтр меняется на новый и заливается свежее масло.
Если ест масло двигатель что делать
Многие автопроизводители указывают в инструкции по эксплуатации совершенно несусветные цифры допустимого расхода масла. Например – 1 л на 1000 км пробега в трудных условиях или на 1500 км при нормальной эксплуатации. Так они пытаются обезопасить себя от претензий владельцев современных автомобилей (чьи моторы расходуют масло литрами) до окончания гарантийного срока или пробега.
При нормальной работе двигатель потребляет не более 1 л на 7000-8000 км пробега. То есть в норме — не доливать масло от замены до замены (ее мы советуем производить в два раза чаще, чем требует большинство производителей).
Больший расход – это масложор, с которым надо бороться.
Использовать масло большей вязкости
Если немолодой мотор не имеет проблем выше, скорее всего, у него изношена цилиндро поршневая группа.
Расход масла в такой ситуации может снизить применение масел с большей вязкостью. Если изначально мотор эксплуатировался согласно инструкции на маслах 0W-20 или 5W-30, то можно попробовать увеличить вязкость до 5W-40. Обычно эта мера помогает заметно снизить потребление масла. Правда, есть и побочный эффект: ухудшение пусковых качеств мотора зимой при морозах – 25-30°С.
Кстати, иногда снизить потребление масла можно, если перейти на продукцию другого производителя. Попробуйте использовать разные масла с точным замером расхода.
Найти и ликвидировать утечки
Самая легко выявляемая причина перерасхода масла – течь. В двигателе существует множество уплотнений, которые со временем могут повреждаться. Например, подтекать могут:
-
уплотнения коленчатого вала – передний и задний сальники. Течь заднего выводит из строя сцепление, течь переднего повреждает ремень привода ГРМ или ремни привода вспомогательных агрегатов;
-
сальники распределительных валов (опять-таки страдают ремни);
-
прокладочные и частые нынче беспрокладочные (на герметике) соединения;
-
пробка в поддоне для слива масла или масляный фильтр;
-
у наддувных двигателей могут подтекать трубки подачи и слива масла турбокомпрессора.
Чаще всего проблема решается заменой прокладок, сальников.
Провести раскоксовку
Из всего разнообразия раскоксовок наилучший результат дают препараты, образующие пену в цилиндре. Из-за высокой проникающей способности они полностью очищают камеру сгорания.
Заменить поршневые кольца
У современных двигателей короткие поршни и тонкие кольца, имеющие невысокую упругость. При неблагоприятных условиях (перегреве или не частой смене масла) они залягут очень быстро, и начнется повышенный расход масла.
У некоторых современных моторов конструкция позволяет добраться к нижним крышкам шатунов, сняв поддон картера.
В этом случае можно демонтировать головку блока цилиндров и вынуть поршни из блока. При этом проверяют геометрию цилиндра, состояние хона и наличие задиров. Проверяют и дефектуют поршень и при допустимых зазорах и хорошем состоянии поверхностей меняют поршневые кольца. Правильно выполненная процедура должна радикально уменьшить расход масла.
Отремонтировать турбокомпрессор
Если у вас двигатель с турбонаддувом, возможно, много масла пропускают уплотнения его ротора. Давление во втулке равно давлению в масляной системе мотора и больше давления в турбинной и компрессорной частях. Поэтому масло может проникать как на впуск, загрязняя поршневую часть двигателя, так и на выпуск, повреждая каталитический нейтрализатор.
Дефект лечится ремонтом или заменой картриджа (средней части вместе с рабочими колесами турбины и компрессора). Но чаще приходится приобретать новый турбокомпрессор.
При износе турбокомпрессора можно менять только среднюю часть - картридж, с сбалансированным ротором. Алюминиевый корпус (улитку) надо лишь проверить на трещины.
Заменить маслоотражательные колпачки
Провести работу на современном 16-клапанном моторе довольно дорого и сложно, но это еще не капитальный ремонт двигателя.
Иногда можно заменить колпачки, не снимая головку блока цилиндров. Правда, все равно потребуется демонтаж распредвалов, что на цепных моторах сопровождается разборкой передней части двигателя.