В каких случаях необходимо промывать мотор
Дополнительная промывка двигателя необходима в следующих случаях:
- вы приобрели автомобиль и не знаете какое масло заливалось прежним владельцем;
- вы меняете вязкость масла;
- был проведен ремонт двигателя;
- вы приобрели автомобиль и не уверены, что замена масла проводилась на нем регулярно;
- есть вероятность, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, либо антифриз;
- в двигатель заливалось некачественное масло.
Когда промывка не требуется
- Вы – первый и единственный владелец своего автомобиля;
- Вы всегда меняли моторное масло в срок (а лучше — чаще);
- Вы уверены в сервисе, в котором проводились работы (сервисмены не схалтурили, не заменив масло вообще или заменив его на свое, более дешевое);
- В дальней дороге вам никогда не приходилось доливать что попало.
Как понять, нужно ли промывать двигатель
Чтобы оценить, насколько актуальна процедура очистки, необязательно полностью разбирать мотор. Можно использовать простой метод осмотра и наблюдения, посветив в заливную горловину фонарем или осмотрев поднятую клапанную крышку. Если вам в глаза бросились отложения, засохшая пена и прочие признаки плохой эксплуатации, это явный сигнал о том, что двигатель стоит промыть. При покупке машины из вторых рук также стоит визуально оценить состояние заливной горловины. Даже если вы произведете промывку и избавитесь от всех прелестей грязного мотора, в нем все равно может остаться незначительное количество старого масла. В спецификации каждой машины должно быть указано требуемое значение долива, поэтому можно сравнить его с реальным, чтобы выяснить, сколько старой жидкости осталось.
Промывка поршневой системы
Есть два типа очистки двигателя химическими составами:
- Мягкая. В топливо добавляют очищающие средства и присадки.
- Жесткая. Предполагает промывку камер сгорания.
Первый вариант используют лишь как профилактическую меру. Однако если периодически добавлять в топливо очищающие средства, то промывка может не понадобиться.
Другое дело, когда вы заметили перечисленные выше симптомы и поняли, что в двигателе скопилось много нагара. Тогда без жёсткой очистки не обойтись. Для этого вам нужно приобрести раскоксовочную жидкость. Её часто продают комплектом, в который входит баллончик со сжатым воздухом, трубка и шприц. В этом наборе есть всё необходимое для работы. Если же вы купили только жидкость, то сжатый воздух со шприцем нужно будет приобрести отдельно.
Чтобы провести жёсткую очистку, воспользуйтесь таким алгоритмом:
- Прогрейте двигатель до температуры более 70 градусов.
- Выкрутите все свечи, отключите от трамблера центральный провод. Здесь важно запомнить порядок подключения высоковольтных проводов к цилиндрам. Чтобы не ошибиться, лучше поставить метки маркером.
- Коленчатый вал проверните таким образом, чтобы поршни расположились приблизительно на одном уровне. Сделать это можно двумя способами: поддомкратить и повернуть ведущее колесо или повернуть гайку шкива.
- С помощью трубки со шприцем залейте жидкость для раскоксовывания в каждый цилиндр. Загляните в прилагаемую к набору инструкцию, чтобы узнать, какой объем нужно залить.
- Закрутите свечи. Теперь необходимо подождать 2–3 часа, пока жидкость уберёт отложения. При больших загрязнениях рекомендуют выждать 12 часов. Каждые 2 часа поворачивайте коленвал.
- Используя шприц и трубку, откачайте из цилиндров оставшуюся жидкость.
- Каждый цилиндр продуйте сжатым воздухом из баллона.
- Подключите провода зажигания.
- Заведите мотор.
Важно прогреть двигатель после промывки в течение 5–10 минут. Если появится небольшое количество дыма — не страшно. Это связано с выгоранием остатков чистящего средства в двигателе.
Вышеописанная процедура позволяет убрать отложения только в камерах сгорания. Но нагар может появиться и на других деталях мотора. Избавиться от него поможет промывка системы смазки.
Как почистить систему смазки
Для промывки можно использовать:
- промывочное масло;
- масло «пятиминутка»;
- присадку «пятиминутка».
Лучше всего использовать для промывки последний вариант. Для этого просто добавьте присадку в двигатель, затем дайте ему проработать на холостом ходу около 5 минут. Затем достаточно слить старое масло, заменить фильтр и залить новую жидкость.
Промывку мотора маслом проводят аналогичным образом. Отличие в том, что перед процедурой нужно слить старое. Затем залейте промывочное и заведите мотор на 5 минут. После этого слейте «промывку» и залейте новую смазку.
«Пятиминутки» обязательно нужно сливать после очистки. Ездить на них запрещено.
Типы промывочных материалов
От того, какая именно жидкость была использована, напрямую зависит, как будет происходить процедура, и не повредит ли она деталям самого мотора.
Промывочное масло. У его состава минеральная основа со множеством присадок, поэтому использовать ее нужно не больше 15 минут и только на холостом ходу автомобиля.
Обычное моторное. Можно перед заменой залить новое масло и поездить на нем несколько дней. После этого требуется полностью слить его и повторно заменить смазочную жидкость.
Средства «быстрой очистки». Они могут выполнить всю работу всего за 5–10 минут, но такие составы могут повредить сальники двигателя и привести их в негодность.
Способы промывки
- Разборка и чистка. Самый старый, кардинальный и дорогой способ. Так делают при ремонте, когда пациент если не мертв, то тяжело болен.
- Промывочное масло. Стоит недорого, продается в фасовке 1-5 л. Сливают старое, заливают промывочное и дают двигателю поработать минут 10 на холостом ходу. Затем сливают промывочное, заливают качественное новое, меняют фильтр. Подходит для недорогих машин с простыми двигателями. Для современных высокотехнологичных моторов такой сервис недопустим: часть промывочного масла остается в двигателе, оно неизбежно смешается с новым и испортит его.
- Пятиминутка. Флакон емкостью 50-100 мл заливают в двигатель, дают поработать на холостом ходу 50-10 мин, а затем совершают все дальнейшие манипуляции. В отличие от предыдущего метода такой способ оставляет в двигателе минимум чистящего средства. Вариант подходит тем, кто хочет подстраховаться и может себе позволить чистить мотор регулярно в несколько подходов.
- Мягкий очиститель двигателя. Препарат заливают в мотор и аккуратно, особо не газуя, проезжают 100 км. Затем меняют масло.
- Учтите, при использовании промывочного масла, пятиминутки и мягкого очистителя нужно внимательно контролировать давление масла в моторе. Если зажглась контрольная лампочка, то процесс прерывают, сливают старое и заливают новое масло.
- Поэтапная замена масла. Слив старое, заливают новое масло до минимального уровня. Гоняют двигатель на холостых оборотах минут 30, сливают масло и заливают новое до положенного уровня с заменой фильтра. Иногда меняют масло в два этапа: полная замена вместе с фильтром и повторная полная замена через 500-1000 км пробега. В этом случае процесс промывки недешев и продолжителен. Для сохранения здоровья мотора можно совместить использование пятиминутки либо промывочного масла с поэтапной заменой.
Опасности
Делать промывку нужно аккуратно. Отмытые отложения забивают каналы, находят себе новое «место сбора» в моторе. Поэтому бывают случаи, что исправно работающий до этого агрегат после промывки начинает хандрить.
Существует еще одна опасность промывки двигателя. Полностью удалить старое масло не удается, часть его остается в картере и на стенках двигателя. При заливке нового масла остатки промывочного препарата выступают катализатором процесса окисления. В результате чего моторное масло быстро теряет необходимые характеристики. Однако есть возможность прочистить двигатель и не навредить ему.
Преимущества промывки
У процедуры замены масла, а особенно при переходе с одной марки или вязкости на другие, есть одна проблема, решить которую могут только специальные препараты для промывки масляной системы. После слива отработанного масла какая-то его часть остается в системе смазки двигателя, ухудшая свойства нового. По данным автопроизводителей, несливаемый остаток в современных ДВС составляет 8-12% от всего объема масла в системе, а в старых моделях может доходить до 20%. Если для промывки используется дешевое индустриальное масло (а промывочные масла производят на его основе), то остаток в системе, пусть даже и сравнительно небольшой, может ощутимо ухудшить свойства нового масла. Промывки масляной системы LAVR не только выводят загрязнения, но и способствуют эффективному сливу отработанного масла
Второе преимущество – скорость. Для процедуры на промывочном масле потребуется час, а на специальной промывке – максимум 40 минут.