Для чего нуно разбираться в маркировке моторного масла
Большинство автолюбителей слабо представляют, по каким параметрам нужно выбирать этот важный компонент здоровья автомобиля.
Это вполне естественно, потому что, во-первых, за нас уже обо всем позаботились автопроизводители. Они указали в мануале, какие марки масел наиболее оптимальны для двигателя конкретно вашей машины. Если следовать рекомендациям, то скорее всего вы избежите серьезных проблем в течение всего срока эксплуатации.
Во-вторых, современные автолубриканты универсальны и качественны (по сравнению с теми, которыми пользовались автолюбители в прошлом веке). Их не нужно менять по сезону, достаточно лишь периодически следить за уровнем и вовремя менять/доливать.
Тем не менее из каждого правила бывают исключения. Автопроизводители не могут учитывать все особенности эксплуатации машины конкретным водителем при составлении спецификации. Например, оригинальное масло может оказаться вам не по карману или быть просто недоступным в вашем регионе.
Учитывая все это, автовладельцам будет не лишним знать, по какому принципу классифицируют автомасла и как прочитать их маркировку.
Состав автомасла
Консистенция всегда включает основу и присадки – специальные добавки для изменения химических и физических свойств жидкости.
Основа может быть минеральной или синтетической. Часто можно найти так называемую полусинтетику – нечто среднее между первым и вторым вариантом.
Все современные автопроизводители предпочитают синтетические масла – они наиболее качественные. Из названия понятно, что их получают методом синтеза – искусственного соединения различных органических и неорганических веществ.
Это позволяет придать им конкретные свойства. В первую очередь – определенные значения вязкости при разной температуре.
Минеральные моторные масла – скорее пережиток прошлого. Среди легковых автомобилей, наверное, только советская «классика» может постоянно «переваривать» их без серьезных последствий для двигателя.
Такие лубриканты производят из нефтепродуктов. Они намного дешевле, но сильно уступают «синтетике» по смазочным свойствам. Если часто заливать «минералку» в картер мотора современного авто, то скорее раньше, чем позже плотно подогнанная поршневая группа выйдет из строя.
Полусинтетические масла – это смесь минеральных и дорогих синтетических. В ценовой категории они занимают промежуточное место.
Что такое вязкость масла
Вязкость масла — это физическая характеристика смазывающей жидкости, определяющая ее способность сопротивления течению. Однако моторное масло отличается изменчивостью этой характеристики в зависимости от температуры. Поэтому для моторных масел выделяют два основных состояния текучести: динамическую и кинематическую.
Два этих состояния вязкости моторного масла легли в основу стандартизации масел SAE J300, разработанной Американской ассоциацией автомобильных инженеров в 1975 году. Поэтому все современные моторные масла принято маркировать именно по этому стандарту, который указан на каждой бутылке или канистре.
Динамическая вязкость масла
Динамическая (абсолютная) вязкость — это сила сопротивления маслянистой жидкости, которая возникает во время движения двух слоев масла, удаленных на расстояние в один сантиметр друг от друга при движении слоев со скоростью 1 см/с. Определяется этот параметр в лабораторных условиях на специальном приборе – вискозиметре.
Этот показатель необходим для определения возможности запуска двигателя при низких температурах. Он определяет степень проворачиваемости коленчатого вала, степень прокачиваемости будет на 5 градусов ниже.
Обозначение по SAE | Допустимая температура |
0W | -35°C |
5W | -30°C |
10W | -25°C |
15W | -20°C |
20W | -15°C |
Изменение вязкости масла в зависимости от срока службы
В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло способно терять свои первоначальные характеристики по вязкости. Масло неизбежно «стареет»:
- подвергается окислению;
- насыщается продуктами сгорания топлива;
- разрушается молекулярный состав присадок и стабилизаторов.
Поэтому для разных типов масел устанавливаются разные сроки замены. Зависимость здесь прямая – чем больше в масле «присадок», тем чаще его необходимо менять.
Также заметное влияние на частоту замены смазывающей жидкости влияют:
- Агрессивные условия эксплуатации;
- Перегрузки;
- Длительное использование на низких оборотах (частые «пробки»).
Все это следует учитывать автовладельцу для сохранения нормальной и стабильной работы силового агрегата.
Классификация моторных масел по SAE
Масла для бензиновых двигателей
Для бензиновых двигателей с маркировкой S добавляется ещё одна латинская буква, характеризующая степень качества состава. Основной принцип прост — чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло, хотя есть и тонкости. Изначально вторая буква обозначала год выпуска двигателя, для которого это масло идеально подходит:
Маркировка | Год выпуска машины | Примечания |
SC | до 1964 года | Устаревший класс масел, уже не выпускается. |
SD | 1964–1968 годы | |
SE | 1959–1972 годы | |
SF | 1973–1988 годы | |
SG | 1989–1994 годы | Для агрессивных условий эксплуатации. |
SH | 1995–1996 годы | |
SJ | 1997–2000 годы | Энергосберегающие масла для машин соответствующих лет выпуска. |
SL | 2001–2003 годы | Продление срока эксплуатации двигателя, увеличение интервалов замены. |
SM | с 2004 года | Состав предназначен для современных двигателей. Улучшенные свойства против окисления и летучести, защита деталей от износа. Масла рассчитаны, в том числе, на эксплуатацию при низких температурах. |
SN | с 2010 года | Для моторов с системой нейтрализации выхлопных газов, совместимы с биотопливом. |
SN Plus | с 2010 года | К предыдущему составу добавлена защита от детонации — эффекта преждевременного неконтролируемого воспламенения топливо-воздушной смеси по стандарту LSPI (Low Speed Pre-Ignition). |
SP | с 2020 года | Масла с присадками на основе магния с профилактикой нагара для малообъемных моторов с турбонаддувом и системами прямого впрыска, улучшенные по стандарту LSPI (Low Speed Pre-Ignition). |
На самом деле перечень изменений в каждом из стандартов намного больше. Так, SP, наиболее распространённый на текущий момент, превосходит предшественника SN и даже SN Plus по самым разным параметрам:
- профилактика износа цепи ГРМ;
- снижение высокотемпературных отложений на поршне;
- уменьшение осадка на турбокомпрессоре;
- снижение шлама и лака, создаваемого маслом.
Экономия при таких изменениях не разумна, особенно если речь идет о современном новом авто, срок службы которого хочется максимально продлить.
В отдельную категорию в этой же классификации выделена маркировка EC. Ей помечаются энергосберегающие составы.
Масла для дизельных моторов
Аналогичную таблицу с подсказками можно использовать и при выборе масла для дизельного двигателя (масла для сельскохозяйственной техники):
Маркировка | Год выпуска ТСП | Примечания |
CB | до 1961 года | Для дизельного топлива с повышенным содержанием серы. |
CC | до 1983 года | Для использования в агрессивных условиях. |
CD | до 1990 года | Для использования в сложных условиях эксплуатации одновременно с топливом с повышенным содержанием серы. |
CE | до 1990 года | Для турбинных двигателей. |
CF | с 1990 года | |
CG-4 | с 1994 года | |
CH-4 | с 1998 года | Для двигателей с высокими требованиями по токсичности. |
CI-4 | с 2002 года | Для турбинных двигателей с клапаном EGR. Применение с топливом, содержащим не более 0,5 % серы. Замещает типы CD, CE, CF-4, CG-4 и GH-4. |
CI-4 Plus | с 2004 года | Состав с профилактикой образования сажевых отложений |
CJ-4 | с 2006 года | Для двигателей с противо сажевыми фильтрами. |
CK-4 | с 2017 года | Масло с присадками от образования сажи, соответствует стандарту по снижению выхлопа. |
FA-4 | с 2016 года | Эксплуатируется с топливом с пониженным содержанием серы в высокоскоростных четырехцилиндровых дизельных двигателях. |
Для двухтактных двигателей придётся искать своё масло. Его маркировка (если это не сочетание C-2) будет состоять из двух букв, первая из которых — Т. Год выпуска мотора в этом случае значения не имеет. Ориентироваться можно на предназначение техники:
Маркировка | Вид техники |
TA | Мопеды и газонокосилки с двухтактными двигателями. |
TB | Мопеды и мотороллеры небольшой мощности. |
TC | Улучшенная альтернатива ТА и ТВ. |
TD | Лодочные подвесные двухтактные моторы. |
Ещё один класс масел по API обозначается маркировкой с начальной буквой G (от GL-1 до GL-4). Это трансмиссионные масла, которые в этом обзоре мы рассматривать не будем, так как для двигателей они не используются. Их назначение — смазывание коробки передач, раздаточных коробок и рулевых механизмов.
Как выбрать моторное масло: основные критерии
От качества масла зависит слишком многое, чтобы рисковать, поэтому первым принципом должна стать покупка только оригинального лицензированного продукта. Что именно продаётся в мастерских на разлив и в неопознаваемых канистрах у дороги — неизвестно. Нужно убедиться, что магазин работает только с легальным продуктом, и потом уже подбирать масло.
Опытные автомобилисты могут воспользоваться таблицами (найти свой тип двигателя, год выпуска, условия эксплуатации техники), рассмотреть упаковку и выбрать соответствующую потребностям маркировку. Заранее стоит прикинуть — масло заливается надолго или уже в конце сезона запланирована смена. Можно переложить ту же задачу на консультанта — в профильных магазинах персонал готовят к таким вопросам.
Более точным будет подбор по VIN, но для этого придется найти соответствующий онлайн-сервис. На канистрах таких маркировок, естественно, нет. Впрочем, проверить ещё раз маркировку всё-таки стоит, так как производитель дает усредненные рекомендации, а условия эксплуатации в каждом случае уникальны. Со временем появятся и собственные предпочтения. Главное — не забывать при смене масла проводить все рекомендованные манипуляции: промывать систему и менять масляный фильтр. За заботу машина отблагодарит уверенным запуском и долгим сроком службы.
Вопрос - ответ
Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?
В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, «джипов», микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя.
О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API и ACEA(CCMC), которые оно имеет.
Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое), производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации. Во всех остальных случаях, а именно:
- если неизвестна марка залитого в двигатель масла;
- если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла;
- если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п.
Чем отличаются зимние от летних моторных масел?
Масляная жидкость в минусовую температуру густеет, при нагреве – разжижается. Поэтому летний продукт будет более вязкий. Буква «з» или «w» – маркировка зимнего моторного масла. Сегодня изготовители позиционируют моторные смазки как всесезонные (зима-лето) и универсальные (бензин-дизель).
Можно ли смешивать масла разной вязкости
Иногда, вследствие различных обстоятельств, владельцам авто необходимо долить масло в картер до уровня. Но что делать если под рукой или ближайшем автомагазине не оказалось масла, которое уже залито в двигатель? Можно ли долить похожее по характеристикам масло или масло от другого производителя?
Можно. Но с оговорками. Чем выше разница характеристик, тем менее длительное время можно использовать такую смесь. И наоборот, чем меньше разница, тем более длительное время можно эксплуатировать автомобиль. Вплоть до срока полной замены.
Все современные масла производятся согласно стандартам API (американский стандарт) и ACEA (европейский стандарт). В них четко указано, что все масла должны соответствовать требованиям безопасности, по которым допускается любое смешивание масел таким образом, чтобы это не вызывало каких-либо разрушительных последствий для двигателя автомобиля.
Поэтому смешивание масел не вызывает никаких негативных химических реакций в картере двигателя, не приведет к образованию осадка, вспениваемости или другим негативным последствиям