Для чего нужно масло в двигателе
Масло в автомобильном двигателе выполняет несколько функций одновременно. Основные задачи :
- создание масляной оболочки на близко расположенных движущихся деталях — это исключает трение поверхностей элементов друг о друга;
- эффективный теплоотвод — большинство узлов и компонентов мотора при работе сильно нагревается, а смазка забирает тепло;
- смазывание всех имеющихся в двигателе трущихся поверхностей, что предотвращает их преждевременный износ;
- независимо от того, какое моторное масло используется, оно хорошо защищает детали двигателя от процесса коррозии.
Кроме того, при помощи моторного масла из омываемых им зон удаляются неизбежные результаты механического износа деталей — окалина, стружка, сажа. Дополнительно происходит химическая нейтрализация образующихся агрессивных соединений.
Подбор моторного масла производят по автомобилю, при этом жесткость требований к смазочному материалу определяется характеристиками и особенностями двигателя.
Сколько масла нужно заливать в двигатель?
Существует мнение, что заливать масло нужно всегда "под горлышко". Руководители сервисных центров и мастера рекомендуют этого не делать. Нормальный уровень масла видно на щупе — он должен быть не ниже минимального и не выше максимального. Перелить масло и недолить — примерно одинаковые по степени опасности действия, поэтому за уровнем средства нужно строго следить. Некоторые производители допускают, что расход масла на их автомобилях может быть в пределах 500 граммов. В первую очередь это может касаться турбированных машин вне зависимости от объёма двигателя. И уровень масла нужно проверять несколько раз в месяц, не дожидаясь сигналов системы.
Когда нужно заливать летнее моторное масло, а когда — зимнее?
Моторное масло делят на несколько степеней вязкости. Каждый автопроизводитель проводит исследования и выясняет, какое масло нужно заливать, чтобы машина работала стабильнее. В ряде случаев для некоторых автомобилей на заводе рекомендуют заливать более густое масло. Например, в большой дизельный внедорожник, который эксплуатируется там, где очень холодно. Существует поверье, что менее вязкое масло облегчает пуск и защищает от износа, но на самом деле это не так. Масло может быть разным по химическому составу, поэтому вязкость на защиту двигателя влияет в самую последнюю очередь. Но рекомендации переходить на менее вязкое моторное масло давно устарели — современные средства работают в широком диапазоне температур, поэтому менять масло на менее вязкое каждую зиму нет никакого смысла. Обратное правило тоже работает — более густое и вязкое моторное масло не гарантирует никакой защиты для двигателя, если нарушает допуски производителя.
Каким бывает моторное масло: виды
Тип моторного масла определяется главным компонентом состава. Бывают следующие виды смазок.
Минеральные масла
В маркировке этого смазочного материала присутствует слово Mineral. Изготавливается он из нефти путем прямой перегонки и отличается невысокой стоимостью. Считается лучшим вариантом для старых, изношенных моторов, поскольку обволакивает поверхности его деталей относительно толстым слоем.
Массовое и недорогое производство моторного масла этого типа — его главное достоинство. Но есть и недостатки:
- зависимость вязкости от температуры воздуха: на холоде она высокая, при сильном нагреве — избыточно низкая;
- неспособность выполнять дополнительные функции, кроме непосредственно смазывания деталей;
- для надежной работы необходимы добавки (присадки);
- быстрая потеря рабочих характеристик;
- при использовании присадок образуются трудноудаляемые отложения, резко снижающие эффективность работы двигателя.
Синтетические масла
Такие моторные масла фирмы маркируют как Synthetic, реже — как Fully Synthetic. Получают их тоже из нефти, но в результате более сложного технологического процесса. В отличие от минеральных типов, одинаково ведут себя при разных температурах воздуха и долго не теряют свойств даже при перегреве.
Синтетические материалы не способствуют образованию нагара в поршневых группах и ответственных узлах — при использовании таких смазок внутренние поверхности двигателя всегда чистые.
Но при всех своих достоинствах масло-синтетик имеет один весомый недостаток — высокую стоимость.
Полусинтетические масла
Смазки такого типа обозначаются как Semi-Synthetic, и такое моторное масло подходит большинству двигателей. Эти составы представляют собой смесь минеральной и синтетической основ, при этом на долю минеральной составляющей обычно приходится минимум 70% объема. При таких пропорциях эффективность работы присадок заметно повышается, а стоимость продукта остается доступной. Вот почему полусинтетика довольно популярна среди автовладельцев.
Присадки в составе
Эксплуатационные свойства автосмазок сильно зависят от входящих в состав присадок, но существующая на сегодня спецификация моторных масел позволяет подобрать состав под любые запросы. Используемые добавки придают субстанции моющие, стабилизирующие, антиокислительные и антипенные свойства.
Совершенствование технологий получения основ масел и улучшение эффективности работы присадок позволяет использовать для бензиновых и дизельных автомобильных двигателей универсальные марки смазки.
Отличие «минералки» от «синтетики»
Выделяют 5 разновидностей моторных масел по характеристикам и составу.
Жидкости первых 3 классов изготавливают из нефти, поэтому их называют минеральными. Отличия масел разных групп заключаются в методах и степени очистки сырья:
- I — получают путем выборочной очистки и депарафинизации;
- II — получают, используя гидроочистку;
- III — получают с помощью гидроизомеризации, гидрокрекинга, гидроизодепарафинизации с катализатором.
В процессе изготовления автосмазок IV, V классов в ход идут технологии органического синтеза, из-за этого жидкости назвали синтетическими:
- IV — в основе лежит полиальфаолефины;
- V — содержит химические соединения, которые не вошли в состав 4 предыдущих классов./li>
Так что же лучше: минеральные или синтетические смазки? Свойства моторных масел сильно разнятся. Основные достоинства неорганических веществ:
- несложная процедура получения;
- доступная цена;
- распространенность.
Преимущества органики — способность корректно работать в уникальном температурном режиме.
Чистая синтетика встречается и используется реже, ее стоимость в 2–3 раза выше минерального аналога. «Неорганика» постепенно теряет популярность: производители не рекомендуют использовать ее в современных ДВС.
Самый распространенный вариант — нефтепродукты II и III типов с некоторым процентом синтетики.
Какие же масла лучше залить в двигатель авто? Для современных моделей сгодятся масла II и III классов с содержанием присадок. Чистую «синтетику» оставим спортивным авто, а «минералку» — олдтаймерам.
О смешивании моторных масел
Запрещено смешивать масла двух разных марок и классов. Например, синтетические смазки от Castrol и G-Energy — это не одно и то же. Учтите, что каждое масло — это особый состав со своим набором присадок. При смешивании возможны неожиданные химические реакции. И неизвестно, как это отразится на двигателе.
Другое дело, когда вам нужно срочно долить масло в мотор. Например, на приборной панели загорелся индикатор, вы доехали до заправки, а там нет той марки, которую вы используете. Тогда можно рискнуть и залить ближайшее по характеристикам масло. На этой смеси можно доехать до дома, но затем её нужно будет слить и заменить рекомендованной смазкой.
Какое масло лучше заливать в двигатель?
Если «сердце» вашего автомобиля не подает никаких признаков неисправности, то следует использовать масла со спецификациями, рекомендованными производителем. Если же двигатель уже требует ремонта, то его можно немного отсрочить, перейдя на полусинтетический или минеральный продукт. Более высокая вязкость позволит заполнить увеличившиеся зазоры и снизить расход масла. Однако, с капитальным ремонтом не стоит затягивать.
Выбираем моторное масло правильно
Хотите продлить срок работы мотора — используйте то масло, которое рекомендовал производитель. Его указывают в сервисной книжке авто. Иногда в этом документе есть фраза: «Рекомендуем использовать оригинальные масла». Тогда нужно узнать у официального дилера, какую смазку они используют для конкретного авто во время техобслуживания.
Европейские производители указывают собственные спецификации. Например, RN 0700. Тогда ищите смазку с этой маркировкой на упаковке. Бренд значения не имеет. Главное — спецификация.
Также автопроизводители могут указывать значения вязкости SAE для разных условий эксплуатации авто. Прислушайтесь к этим рекомендациям.
К сожалению, масла известных брендов могут подделывать. Если лить в двигатель подделку, можно спровоцировать серьёзную поломку. Каждая компания по-своему борется с мошенниками — вводит различные уровни защиты. Узнать, как отличить оригинал от подделки, можно на официальном сайте производителя. Например, производитель моторного масла Mobil обычно добавляет на упаковку hologram и штрих-коды для защиты от подделок.
Есть и общие рекомендации:
- Упаковка и этикетка: проверьте качество упаковки, наличие всех маркировок, логотипов и защитных элементов, таких как hologram, микротекст, штрих-коды.
- Серийный номер: некоторые производители моторных масел наносят на упаковку или на саму бутылку уникальный серийный номер, который можно проверить на официальном сайте бренда.
- Магазины и дилеры: покупка масла в официальных магазинах или у дилеров бренда гарантирует покупку оригинального продукта.
- Цена: если цена продукта слишком низкая относительно рыночной стоимости оригинала, это может быть признаком подделки.
Оригинальное моторное масло отличается более высоким качеством и соответствует всем стандартам и требованиям производителя.
Как хранить моторное масло
Чтобы в процессе хранения моторного масла оно сохраняло свои эксплуатационные параметры, следует придерживаться правил:
- Емкость. Тара для хранения масла должна быть герметичной. Это сводит к минимуму взаимодействие жидкости с воздухом и предотвращает процесс окисления. Срок годности моторного масла в хорошо закрытой канистре не заканчивается раньше указанной даты на упаковке.
- Температура. Следует соблюдать температурный режим. Идеальная температура для хранения автосмазок находится в пределах 18–40 °С.
- Влага. Категорически не допускается попадание в канистру воды и других жидкостей.
- Свет. Хранить рекомендуется в темном месте.
- Посторонние вещества. В емкость со смазкой не должны попадать частицы грязи и какие-либо посторонние вещества во избежание опасных реакций.
Хранение в зимних условиях
Чтобы продлить срок хранения моторного масла в зимний период, необходимо предотвратить резкие колебания температур — лучше хранить в отапливаемом помещении. Во избежание появления осадка состав периодически нужно взбалтывать, особенно если сырье долго простояло на холоде.
Чем опасно просроченное масло
От срока годности моторного масла зависит работоспособность двигателя.
Важные показатели, которые изменяются в процессе длительного хранения автосмазки:
- Зольность. В результате распада присадок происходит увеличение количества золы. Это значительно ухудшает работоспособность свечей зажигания.
- Вязкость. При длительном хранении масло меняет свою консистенцию — от более вязкой к жидкой.
- Синтетические соединения. В составе сырья имеются присадки. При долгом хранении они меняют свои химические свойства, поэтому могут «работать» неправильно.
Признаки просроченного масла
При первичном осмотре часто можно диагностировать, просрочен продукт или нет. Обратите внимание на следующие признаки:
- Осадок. Незначительный осадок не препятствует использованию смазки. Если же выпадают крупнозернистые частицы, использование масла запрещено.
- Расслоение. При расслаивании, неравномерном окрасе или наличии пузырьков смазочный материал использовать не следует.