Почему важно вовремя заменять масло в двигателе?
Жидкий смазочный материал покрывает защитной плёнкой все детали двигателя и выполняет сразу несколько функций:
- снижает трение и предотвращает износ;
- уменьшает внутреннюю температуру;
- удаляет отработанные продукты — частицы несгоревшего горючего, металлическую стружку;
- защищает от коррозии.
Само моторное масло состоит из базовой основы на 70–80% и присадок — на 20–30%. Оптимальное сочетание компонентов позволяет выполнить все вышеперечисленные функции. После того как масло отработает свой ресурс, присадки разрушаются.
Рассмотрим виды присадок и обоснованность их применения, чтобы понять, какие характеристики теряет смазывающий материал со временем.
Виды присадок и их предназначение
Название | Функции |
вязкостно-загущающие |
обеспечивают необходимую вязкость при изменении температуры; при небольшом диапазоне вязкости сокращают образование нагара и уменьшают расход топлива. |
детергенты, дисперсанты |
смывают продукты окисления; нейтрализуют кислоты; антикоррозийное воздействие; препятствуют образованию отложений. |
антиокислительные | защищают само масло от окисления в процессе работы |
противоизносные | создают защитную пленку на поверхности всех деталей и снижают износ при трении |
ингибиторы коррозии и ржавчины | нейтрализуют кислоты и защищают металлическую поверхность деталей |
антипенные |
разрушают воздушные пузырьки, которые образуются при движении коленвала; сохраняют охлаждающие качества и другие характеристики масла. |
модификаторы трения | снижают нагрузку на мотор за счёт уменьшения трения |
При потере характеристик масла базовые задачи не выполняются, что приближает время капитального ремонта мотора.
Как определить периодичность замены
Касательно обслуживания автомобиля мнение специалистов постоянно расходится. Водители часто не знают, на кого ориентироваться при замене масла в двигателе. Но ведь по-своему каждый прав, и нужно учитывать ряд нюансов:
- тип масла — зимнее, летнее, универсальное;
- пробег транспортного средства — чем больше эксплуатируется автомобиль, тем раньше понадобится замена;
- режим эксплуатации автомобиля — городской цикл, езда за городом, по трассе;
- рекомендации производителя — указаны в технической документации, зависят от конструктивных особенностей двигателя;
- ремонт мотора — подразумевает внеплановую смену масла;
- сбои в работе авто — ряд признаков, при которых необходимо насторожиться и вспомнить, когда меняли моторное масло.
Для расчета учитывают пробег авто, но нельзя забывать и про режим эксплуатации. Если езда в условиях города, с пробками и частыми остановками, замену производят раньше. Бывает, залили масло, но машиной почти не пользовались. Как быть? В идеале замена нужна и в таком случае, так как масло окисляется.
Признаки, которые подсказывают менять масло
Рассмотрим, какие признаки указывают на проблемы с маслом, и разберём способы их устранения:
- мотор глохнет во время работы — проверьте топливный фильтр на засоренность;
- горит индикатор Check engine — возможно, пришло время поменять масло;
- перегрев двигателя — замените или долейте моторное масло;
- шумность мотора при работе — посмотрите пробег, возможно, уже пора заменить смазывающий материал;
- пахнет маслом в салоне — масло сгорает от перегрева двигателя или образовалась утечка;
- валит дым из выхлопной трубы — признак утечки, устраните и залейте новое масло.
Для измерения вязкости можно воспользоваться щупом. Капля масла не должна стекать с него вниз, как вода. Если состав в норме, масло собирается, поддерживается 5–7 секунд и только после спадает вниз.
Условия, укорачивающие интервал замены масла
Рекомендованная в инструкции по эксплуатации частота проведения замены масла в двигателе может меняться, если автомобиль эксплуатируется в нестандартных условиях.
К тяжелым условиям эксплуатации можно отнести:
- агрессивная манера езды;
- эксплуатация авто в такси;
- частые поездки на короткие расстояния;
- езда по пересеченной (гористой) местности или бездорожью;
- плохое качество используемого автомобильного топлива;
- повышенную загрязненность воздуха, контрастные изменения температурных режимов окружающей среды, частые дожди
При наличии перечисленных условий и обстоятельств интервал между заменой моторного масла целесообразно сократить до 7 тыс. км. пробега.
Почему интервал замены, установленные производителем, не эталон
Каждый производитель использует свой алгоритм для определения, сколько нужно побега, чтобы заменить смазочную жидкость. Этот показатель определяется в моточасах опытным путем в процессе тестирования двигателя. Вопрос в том, в каком режиме тестировался силовой агрегат.
При тестировании производители используют топливо высокого качества, мотор работает на оптимальных оборотах, режим соответствует ездовому циклу «шоссе» или «за городом».
Исходя из этого, пробег должен определяться в моточасах. Возникает несоответствие, так как на одних и тех же оборотах пробег автомобиля по городу, проселочной дороге или трассе будет разным. Поэтому связать, сколько получено моточасов при тесте и фактическое количество тысяч километров пробега достаточно сложно.
Менять масло в двигателе самому или на СТО?
Когда владелец сам меняет масло, то его не мучают вопросы типа «а то ли мне масло залили, что я привез или оплатил? Поменяли ли масляный фильтр или протерли тряпочкой старый? Зачем с меня взяли деньги за снятие защиты силового агрегата, когда в ней есть отверстие для слива масла»?
Тут выходов два – или стоять над душой и контролировать процесс, или заняться заменой самому. Это экономит деньги и время – но чаще всего вынуждает искать яму, эстакаду или подъемник в аренду – для слива масла.
При классической замене масла его нужно сливать не менее 10 минут.
Впрочем, у большинства автомобилей замену масла можно провести не откручивая сливную пробку в поддоне. Достаточно обзавестись приспособлением для отсоса масла из-под капота, через направляющую трубку щупа. Особенно удобно проводить эту работу, если и масляный фильтр доступен сверху или через нишу колеса.
Достаточно подключить электронасос к аккумуляторной батарее и вставить заборную трубку в отверстие, предназначенное для щупа, после чего можно за несколько минут откачать масло, которое должно быть теплым (40–50 °C).
Главное – при первом применении убедиться, что на вашей машине через трубку получается высосать всё масло, и в поддоне ничего не остается. Для этого сливную пробку всё-таки придется открутить.
Раз обзаведясь подобным приспособлением для откачки масла, вы полюбите процедуру замены и будете делать это регулярно.
Как менять масло: пошагово
Процедура замены моторной смазки относительно простая, но есть ряд нюансов. Например, у сливных пробок некоторых двигателей есть уплотнительные кольца, которые нужно будет менять. Для снятия масляного фильтра нужен специальный съемник. Установить его также нужно правильно. Поэтому многие водители обращаются в автосервис, где опытные механики помогут выбрать масло, быстро его заменят и дадут рекомендации по сроку замены в будущем.
Как менять масло – инструкция:
- Замена производится на подъемнике, яме или эстакаде, чтобы был обеспечен свободный доступ к картеру. Мотор прогревается, снимается защита картера.
- Под сливное отверстие подставляется емкость, объем которой больше объема смазочной жидкости в двигателе. Осторожно откручивается сливной болт. Так как масло нагретое, необходимо следить за тем, чтобы не обжечься.
- После того, как масло стекло, сливная пробка закручивается обратно. Важно не забыть установить новое уплотнительное кольцо.
- Старый масляный фильтр демонтируется, на его место устанавливается новый. Фильтр снимается с помощью специального съемника. Из него также вытечет немного старого масла, поэтому необходимо под него установить сливную емкость. Уплотнительное кольцо масляного фильтра также смазывается маслом, после чего он закручивается. Применять чрезмерную силу не нужно. После соприкасания уплотнительного кольца и корпуса мотора нужно провернуть его руками на три четверти оборота.
- Если промывка не требуется, новая смазочная жидкость аккуратно заливается через горловину. Используйте лейку, чтобы не пролить ее. Время от времени необходимо проверять уровень по щупу. Доводить до отметки max не нужно, рекомендуется залить порядка 80% объема, указанного производителем в сервисной книжке.
- После этого заводится мотор. Лампочка сигнализации о недостаточном давлении масла должна погаснуть. Несколько минут машина работает на холостом ходу, после чего ее следует заглушить и проверить уровень. Он должен находиться между отметками min и max. Если он недостаточен, масляная жидкость заливается понемногу.
Переливать больше требуемого уровня не стоит. Это приведет минимум к протеканию, максимум – к ускоренному образованию нагара, ухудшению качества выхлопных газов, увеличению нагрузки на масляный насос.
Выбираем масло
Производитель автомобиля указывает в инструкции по эксплуатации, какие масла можно применять на конкретной модели двигателя. Обычно там приведены допустимые характеристики вязкости масла для различной температуры и необходимый класс качества. Этих указаний и нужно придерживаться - самодеятельность тут не приветствуется. Заливать ультрасовременное масло в маломощный мотор, сконструированный в прошлом веке, не только расточительно, но порой и вредно. Использование масла с низким классом качества на современных форсированных моторах и вовсе недопустимо. Выходить за пределы рекомендованного диапазона вязкости тоже не стоит.
В технических центрах официальных дилеров обычно предлагают масло определенного производителя. При обслуживании автомобиля в другом сервисе или в пост гарантийный период вы можете приобретать смазку, согласно своим предпочтениям.
При замене масла обязательно меняйте и масляный фильтр. Промывка двигателя не нужна, если вы используете один тип масла и меняете его регулярно. В случае перехода на другой тип масла промывка желательна. Промыть движок будет правильно и при покупке подержанного автомобиля с темными пятнами в биографии.
Замена масла – работа не очень сложная, но грязная и требующая порой специального инструмента. Лучше доверить ее опытным и хорошо оснащенным профессионалам