Состав автомасла
Консистенция всегда включает основу и присадки – специальные добавки для изменения химических и физических свойств жидкости.
Основа может быть минеральной или синтетической. Часто можно найти так называемую полусинтетику – нечто среднее между первым и вторым вариантом.
Все современные автопроизводители предпочитают синтетические масла – они наиболее качественные. Из названия понятно, что их получают методом синтеза – искусственного соединения различных органических и неорганических веществ.
Это позволяет придать им конкретные свойства. В первую очередь – определенные значения вязкости при разной температуре.
Минеральные моторные масла – скорее пережиток прошлого. Среди легковых автомобилей, наверное, только советская «классика» может постоянно «переваривать» их без серьезных последствий для двигателя.
Такие лубриканты производят из нефтепродуктов. Они намного дешевле, но сильно уступают «синтетике» по смазочным свойствам. Если часто заливать «минералку» в картер мотора современного авто, то скорее раньше, чем позже плотно подогнанная поршневая группа выйдет из строя.
Полусинтетические масла – это смесь минеральных и дорогих синтетических. В ценовой категории они занимают промежуточное место.
Условные обозначения:
- масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S
- масла для дизельных двигателей - буквой C.
Первая буква обозначает применение смазочных материалов
Вторая буква обозначает уровень свойств моторного масла.
Классы качества моторного масла API для бензиновых двигателей
При выборе моторных масел покупатели должны обращать внимание на степень вязкости жидкости, ее назначение и другие характеристики. Материалы для бензиновых моторов могут иметь следующие маркировки и назначения:
API SN
Стандарт SP действует с 2020 года. Данная категория масел обеспечивает экономичность мотора, высокий уровень защиты турбокомпрессора от перегрузов. Применяется в моторах с турбокомпрессором или системой прямого впрыска топлива.
API SM
Категория моторных масел SM утверждена в 2004 году. Рабочие жидкости используются с многоклапанными, турбированными силовыми агрегатами, защищают двигатель от окисления, увеличенного износа.
API SL
Масла категории SL позволяют сократить расход топлива бензиновым двигателем, соответствуют требованиям экологичности 2000 года. Рабочие жидкости обладают наибольшей эффективностью при эксплуатации мотора на обедненной топливной смеси.
API SJ
Впервые данная категория появилась в 1995 году. Рабочие жидкости данного класса до сих пор используются на легковых и небольших автомобилях, микроавтобусах. Материал обладает хорошими характеристиками защиты мотора от окисления и износа.
API SH
При наличии рекомендации производителя масла SH, выпускаемые с 1993 года, могут использоваться на современных автомобилях. В состав таких жидкостей входят присадки, продлевающие срок эксплуатации мотора.
API SG
С 1988 по 1995 годы масла данной группы применялись в автомобилях, потребляющих неэтилированный бензин.
API SF
С 1981 по 1989 года были популярны и востребованы масла серии SF, неплохие по своим характеристикам на том момент.
API SE
Автомобили, 1971 по 1980 год, работали на маслах устаревшей категории SE.
API SD
Еще более старый класс масел SD применялся 3 года, с 1968 по 1971 для смазки моторов легковых автомобилей и грузовиков.
API SC
С 1964 по 1967 владельцы грузовых и легковых авто часто применяли рабочие жидкости категории SC.
API SB
Класс SB использовался в тридцатых годах прошлого века. На текущий момент такие рабочие жидкости можно использовать только при наличии рекомендации производителя.
API SA
Самой старой и давно потерявшей свою актуальность является категория SA. Масла данной группы являются первыми, серийно изготавливаемыми.
Стандартная спецификация на качество показывает поколения моторных масел с начала их производства по текущее время. На сегодняшний день большинство бензиновых моторов работают на смазках SN и SM.
Классы качества API для дизельных моторов
Категория CK-4
Категория обслуживания API CK-4 описывает масла, предназначенные для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих стандартам выбросов от автомобильных двигателей 2017 модельного года и двигателей не автомобильного применения 4 категории, а также в дизельных двигателях предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования во всех двигателях с дизельным топливом с содержанием серы до 500 мг/кг (0,05% веса). Однако использование этих масел в топливе с содержанием серы сверх 15 мг/кг (0,0015% веса) может повлиять на долговечность системы нейтрализации выхлопных газов и (или) интервалы замены масла. Эти масла особенно эффективно поддерживают долговечность системы понижения токсичности выхлопа в случаях, когда используются сажевые фильтры и другие усовершенствованные системы нейтрализации выхлопных газов.
Масла категории API CK-4 обеспечивают усиленную защиту от окисления масла, потери вязкости из-за сдвигов и аэрации масла, а также защиту от отравления катализатора, закупоривания сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, ухудшения низкотемпературных и высокотемпературных свойств и повышения вязкости в связи с нагаром. Масла API CK-4 превосходят по эксплуатационным свойствам масла API CJ-4, CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4 и CH-4 и служат эффективным смазочным материалом для двигателей, требующих этих категорий обслуживания API. При использовании масла CK-4 с топливом с содержанием серы более 15 мг/кг необходимо проконсультироваться с производителем двигателя для получения рекомендаций касательно интервалов обслуживания. Годы выпуска автомобилей: с 2017.
Категория CJ-4
Описывает масла, предназначенные для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, отвечающих стандартам выбросов от автомобильных двигателей 2010 модельного года и двигателей не автомобильного применения 4 категории, а также в дизельных двигателях предыдущего модельного года. Эти масла разработаны для использования во всех двигателях с дизельным топливом с содержанием серы до 500 мг/кг (0,05% веса). Однако использование этих масел в топливе с содержанием серы сверх 15 мг/кг (0,0015% веса) может повлиять на долговечность системы нейтрализации выхлопных газов и (или) интервалы замены масла. Масла API CJ-4 превосходят по эксплуатационным свойствам масла API CI-4 с CI-4 PLUS, CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4 и служат эффективным смазочным материалом для двигателей, требующих этих категорий обслуживания API. При использовании масла CJ-4 с топливом с содержанием серы более 15 мг/кг необходимо проконсультироваться с производителем двигателя для получения рекомендаций касательно интервалов обслуживания. Годы выпуска автомобилей: с 2006.
Примеры:
RN Revolux D5 15W-40 CJ-4/SM (мин.)
RN Revolux D5 10W-40 CJ-4/SM (п/синт.)
Категория CH-4
Введена в 1998 году. Предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, отвечающих стандартам выбросов выхлопных газов 1998 года. Масла CH-4 разработаны специально для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% веса. Можно использовать в качестве замены масел CD, CE, CF-4 и CG-4. Годы выпуска автомобилей: с 1998.
Примеры:
RN Revolux D2 Plus 10W-40 CH-4/SJ (п/синт.)
RN Revolux D2 Plus 15W-40 CH-4/SJ (мин.)
RN Diesel 2 10W-40 CH-4/SJ (п/синт.) RN Diesel 2 15W-40 CH-4/SJ (мин.)
Категория CI-4
Введена в 2002 году. Предназначена для высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей, отвечающих стандартам выбросов выхлопных газов на 2004 год, введенным в 2002 году. Масла CI-4 поддерживают долговечность двигателей, в которых применяется рециркуляция выхлопных газов, и предназначены для использования с дизельным топливом с содержанием серы до 0,5% веса. Можно использовать в качестве замены масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Некоторые масла CI-4 также могут соответствовать категории CI-4 PLUS. Годы выпуска автомобилей: с 2002.
Примеры:
RN Revolux D3 10W-40 CI-4/SL (п/синт.)
RN Revolux D3 15W-40 CI-4/SL (мин.)
RN Revolux D3 LL 15W-40 CI-4/SL (п/синт.).
RN Revolux D4 10W-40 CI-4 (п/синт.)
RN Diesel 3 10W-40 CI-4/SL (п/синт.) RN Diesel 3 15W-40 CI-4/SL (мин.)
Категория CG-4
Класс представлен в 1995 году. Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и не магистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%). Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей). Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива. Годы выпуска автомобилей: с 1995.
Примеры:
RN Revolux D2 10W-40 CG-4/SJ (п/синт.)
RN Revolux D2 15W-40 CG-4/SJ (мин.)
Категория CF-4
Моторные масла для использования в четырехтактных дизельных моторах, начиная с 1990 года выпуска. Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами. Для таких условий требования к качеству масел превышают возможности класса СЕ, поэтому моторные масла CF-4 могут использоваться вместо масел класса СЕ (при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя). Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям. Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях. Годы выпуска автомобилей: с 1990.
Примеры:
RN Revolux D1 10W-40 CF-4/SJ (п/синт.)
RN Revolux D1 15W-40 CF-4/SJ (мин.)
RN Diesel 1 10W-40 CF-4 (п/синт.) RN Diesel 1 15W-40 CF-4 (мин.)
Категория CF-2
Автомасла, предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. Класс введен в 1994 году. Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора (улучшенная функция очистки). Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2 обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел при условии наличия рекомендации производителя. Годы выпуска автомобилей: с 1994.
Категория СF
Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD. Годы выпуска автомобилей: с 1994.
Категория СЕ
Моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска (устаревший класс). Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала. Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD. Годы выпуска автомобилей: с 1983.
Категория CD-II
Моторные масла для использования в сверхмощных дизелях с двухтактным рабочим циклом (устаревший класс). Класс введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику. Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа. Годы выпуска автомобилей: с 1985.
Категория CD
Моторные масла для дизельных двигателей повышенной мощности, которые использовались в сельскохозяйственной технике (устаревший класс). Класс введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы). Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар. Годы выпуска автомобилей: с 1955.
Примеры:
М-8ДМ SAE 20 API CD минеральное
М-10ДМ SAE 30 API CD минеральное
Категория СС
Моторные масла для дизельных двигателей, которые эксплуатируются в средних режимах нагрузки (устаревший класс). Класс введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки. Кроме того, при условии наличия рекомендаций производителя двигателя, такие автомасла могли использоваться в некоторых мощных бензиновых моторах. По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах. Годы выпуска автомобилей: с 1961.
Примеры:
М-10Г2к SAE 30 API СС минеральное
Категория СА
Моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей (устаревший класс). Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном дизельном топливе. В соответствии с рекомендациями производителей автомобилей, могут применяться и в некоторых бензиновых моторах, которые эксплуатируются в умеренных режимах. Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя. Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется. Годы выпуска автомобилей: 1940-1950.
Категория СВ
Моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой (устаревший класс). Класс утвержден в 1949 г., как эволюционное развитие класса СА при использовании топлива с повышенным содержанием серы без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1. Годы выпуска автомобилей: 1949-1960.
Примеры:
М-8В SAE 20 API CB/SD минеральное
Классификация моторных масел API для 2-тактных двигателей
Классификация API для 2-тактных двигателей имеет четыре уровня: TA, TB, TC для наземных транспортных средств и TD для использования на лодочных 2-тактных двигателях. Производители рассматривают данную классификацию моторных масел как устаревшую. Эстафету приняла японская спецификация JASO, признанная в среде профессионалов. Международная спецификация ISO базируется на данной японской спецификации, опубликованной в 1997г.
Как обозначаются синтетика, полусинтетика, минеральное масло
Описание, смысл которого понятен даже начинающему автомобилисту, — состав масла. Точнее — его основы, растворителя, в который и добавляются всевозможные присадки. Определяющим является происхождение масла-основы:
- Mineral, или минеральное, имеет на 100 % естественное происхождение из нефти и, несмотря на усилия технологов по созданию всевозможных присадок, всё-таки уступает искусственным формулам. Главное достоинство — бюджетность. Но расплачиваться за это придётся нестабильной работой как при низких, так и при высоких температурах, быстрой окисляемостью и нагаром на деталях.
- Semi-Synthetic, или полусинтетика, — гибрид минеральной основы и присадок, которые подтягивают характеристики. Многие автомобилисты считают этот вариант золотой серединой.
- Fully Synthetic, или синтетика, — полностью искусственный состав, полученный в результате химических реакций. Технологам удалось серьёзно раздвинуть температурный диапазон стабильной работы и улучшить эксплуатационные характеристики. Универсальные масла, хорошо показывающие себя как зимой, так и летом в основной массе синтетические.
Качественное масло отличается продолжительным сроком замены и деликатностью по отношению к деталям двигателя. Выбор в пользу синтетики хотя и более дорогой, окупается увеличением срока службы мотора в целом.
Как выбрать моторное масло: основные критерии
От качества масла зависит слишком многое, чтобы рисковать, поэтому первым принципом должна стать покупка только оригинального лицензированного продукта. Что именно продается в мастерских на разлив и в неопознаваемых канистрах у дороги — неизвестно. Нужно убедиться, что магазин работает только с легальным продуктом, и потом уже подбирать масло.
Опытные автомобилисты могут воспользоваться таблицами (найти свой тип двигателя, год выпуска, условия эксплуатации техники), рассмотреть упаковку и выбрать соответствующую потребностям маркировку. Заранее стоит прикинуть — масло заливается надолго или уже в конце сезона запланирована смена. Можно переложить ту же задачу на консультанта — в профильных магазинах персонал готовят к таким вопросам.
Более точным будет подбор по VIN, но для этого придется найти соответствующий онлайн-сервис. На канистрах таких маркировок, естественно, нет. Впрочем, проверить ещё раз маркировку всё-таки стоит, так как производитель дает усредненные рекомендации, а условия эксплуатации в каждом случае уникальны. Со временем появятся и собственные предпочтения. Главное — не забывать при смене масла проводить все рекомендованные манипуляции: промывать систему и менять масляный фильтр. За заботу машина отблагодарит уверенным запуском и долгим сроком службы.