Как расшифровывается маркировка вязкости
Класс вязкости моторного масла обозначается буквенно-числовой маркировкой с одним или двумя числами. Если смазочная жидкость предназначена только для эксплуатации в летнее, осеннее и весеннее время при плюсовых температурах, она маркируется аббревиатурой SAE с одним числовым индексом – например, SAE 40. Всесезонная синтетика, которую можно эксплуатировать зимой, имеет маркировку с двумя числовыми индексами, разделенными буквой W (англ. – winter). Именно к этому типу относятся автомасла 5W-30 и 5W-40. Цифра 5, которая указывается в первой части маркировки, позволяет определить минимальную температуру, при которой масло обеспечивает холодный запуск двигателя. Согласно классификации SAE, синтетика 5W должна гарантированно позволить проворачивать коленчатый вал стартером, когда температура окружающей среды составляет -30 °С. При этом масло должно прокачиваться масляным насосом по системе смазки при температуре -35 °С. Второе число, указанное в правой части маркировки, позволяет определить максимальную температуру окружающей среды, при которой масло гарантированно обеспечит эффективное смазывание пар трения при длительной работе в режиме максимальных нагрузок.
Технические характеристики масел 5W-30 и 5W-40
Смазочные материалы этих классов имеют одинаковые индексы низкотемпературной вязкости – 5W. Поэтому споры автомобилистов насчет того, какое масло лучше зимой – 5W-30 и 5W-40, – лишены любого смысла. В холодное время года эти материалы работают одинаково эффективно. Температура застывания составляет -44 °C для обоих типов масел. Основное различие между ними заключается в высокотемпературной вязкости, которая обозначается числовым индексом справа от W. Чем выше этот показатель, тем гуще будет смазочная жидкость при рабочих температурах двигателя (во время и после прогрева). В зависимости от состава, производителя и свойств присадок, автомасла 5W-30 и 5W-40 при температуре +100 °C имеют кинематическую вязкость в пределах 9,3–12,5 и 12,5–16,3 мм2/с. Разница составляет почти 30-35 %.
Сравнение лабораторных анализов 5W-30 и 5W-40
Разницу между моторными маслами этих классов вязкости можно наглядно увидеть, ознакомившись с результатами лабораторных испытаний смазочных материалов от одного из популярных российских производителей:
-
Кинематическая вязкость при 40 °C – 55,98 (5W-30) и 79,21 мм2/с (5W-40).
-
Кинематическая вязкость при 100 °C – 10,13 (5W-30) и 13,37 мм2/с (5W-40).
-
Температура застывания – -44 °C для обоих видов масел.
-
Температура вспышки – +232 °C (5W-30) и +235 °C (5W-40).
-
Динамическая вязкость CSS при -30 °C – 4040 (5W-30) и 5490 единиц (5W-40).
Можно ли смешивать 5W-30 и 5W-40
Смешивать можно, но в редких случаях, используя масло одной торговой марки и не злоупотребляя такими смешиваниями. При этом нужно понимать, что вязкость масла упадет или поднимется, в зависимости от количества залитого масла. То есть, если смешать указанные вязкости 50 на 50, в результате получим усредненное значение 5W-35. Учитываем и состав масла – синтетика, полусинтетика или минералка..
Различия между синтетическими и полусинтетическими маслами 5W-30 и 5W-40
По классификации SAE, согласно которой стандартизируются вязкостные характеристики автомобильных масел, между синтетикой и полусинтетикой нет ощутимой разницы, если материалы относятся к одному классу вязкости. К обоим типам автомасел предъявляются одинаковые требования. Это значит, что синтетические и полусинтетические жидкости класса 5W-30 будут демонстрировать практически одинаковые показатели текучести при низких и высоких температурах. Поэтому тип основы (синтетика или полусинтетика) можно выбирать на свое усмотрение. Главное, чтобы жидкость имела необходимые допуски, а ее характеристики соответствовали требованиям производителя вашего автомобиля.
Какая вязкость лучше подходит для зимы
Масла 5W-30 и 5W-40 мало отличаются по характеристикам при низких температурах. Их текучесть и температура застывания практически одинаковы. Но эти характеристики имеют значение только при запуске двигателя и его прогреве. Затем, когда мотор выходит на рабочую температуру (свыше +100 °C), эти масла будут работать по-разному. 5W-30 будет более текучим, толщина масляной пленки будет меньше, и жидкость начнет быстрее стекать с металлических поверхностей. Автомасло 5W-40, наоборот, будет более густым, а масляная пленка – толще. Соответственно, выбор конкретного класса вязкости, будет зависеть от типа двигателя и рекомендаций завода-производителя транспортного средства.